Полки для икон Купить икону

155281,
Ивановская область,
Лухский район,
с. Тимирязево

Тел. 8 (49344) 22-137, 22-187, 22-148.

E-mail:
agafon@tihon-luh.ru

Банковские
реквизиты


Игумен Агафон (Чесноков)

Мы и время.

(Информация к размышлению. В поиске Истины.)

Авва Макарий Египетский встретил в глубокой пустыне двух отшельников, достигших христианского совершенства и превосшедших естество, так что они даже не нуждались в одежде. Он спросил у них: «Как можно стать истинным монахом?» Они отвечали: «Если человек не отречется от всего, что в мире, то он не может быть монахом».

«Отечник» Т. С. Лавра 1997, № 523

Что такое истинная молитва? Смысл жизни человека, ищущего преуспеяния в молитве, состоит в переводе себя, своей души из времени и пространства в жизнь вечную. Он должен добиваться в молитве полного выключения коры головного мозга для ухода от реальности и разрушения патологических связей. Нечто подобное происходит с человеком во сне. В тот момент, когда его пробуждает от сна внешний человек (помню, в детстве это была моя мать, будившая в школу) перед ним в одно мгновение проходит галерея образов, фильм, просмотр которого занял бы несколько часов. Перед человеком, которого сбивает машина, за доли секунды проносится вся его жизнь длиной в несколько десятков лет.

Значит, время далеко не абсолютно. Время, когда ожидаешь желаемого события, кажется бесконечным, а радостный миг так короток: «Остановись мгновенье, ты прекрасно!» Речь идет, понятно, о внутреннем времени каждого человека.

Говорят, что Господь самодостаточен и ни в ком не нуждается. Но по любви Своей частицу Духа Святаго Своего Он в нас вложил, и потому все-таки мы нужны Ему и даже дороги, ибо мы часть Его. Это причина искупления. Отсюда и взаимная любовь.

Он создал душу бессмертную, бесплотную и когда тело умирает, она идет в соответствующие места без тела (на муки без Духа Святаго[1], а в Царствие небесное с Духом). В Царствии Небесном (если удостоимся), будем без страха ждать Страшного Суда. Судить будут полного человека[2].

Господь намерен в дальнейшем и плоть нашу сделать бессмертною, и сделает, если мы будем этого достойны.

Сразу сделать бессмертной временную плоть человеческую Благой и Вневременной Бог не хотел, так как не желал нарушить Своё же установление о свободной воле человека. Даже когда умственным усилием человек готов воле Бога подчиниться, Господь не сможет этого сделать до тех пор, пока воля человека таинственным образом не соединится с Его волей. Ибо человек сам должен придти к необходимости соединить свою волю с Волей Благого и Человеколюбивого Господа (обожиться)[3]. То есть пройти путь воспитания во времени у безвременного Бога, и в результате этого обожиться (ибо у Творца нет будущего времени, как, впрочем, и прошлого). Человек проходит этот путь в своих временных координатах через ошибки и падения в неверие и науку, магию, светскую литературу, искусство, образование, нечистую любовь и злобу. Бог весть сколько еще времени осталось (по-видимому, много), пока будет воспитано требуемое количество святых людей. Потому-то и не следует ожидать ныне конца света, поскольку этого количества ещё явно недостаточно. Однако мы видим, что «потоп» приближается (не обязательно водный) и, Бог даст, Ноева семья числом окажется больше, чем в древности. Хотя вряд ли на много, ибо род человеческий «измельчал и разделился, (расплодился) из-за желания проникнуть в мелочи» (как считает Святитель Николай Сербский), вместо того, чтобы просить Бога открыть главное. Эти мелочи люди уважительно называют наукой и знаниями.

Нам хорошо известно, кто из нашего человеческого рода был зачинателем и жадным искателем технических знаний без участия Бога. Это недоброй памяти первый в мире убийца злочестивый Каин. А если еще точнее — глава черных ангелов Люцифер. Но человечество пошло за ним, а не за благочестивым Сифом, и ныне мы в тупике. Конечно, все идет в соответствии с волей Божией о воспитании человека, и мы движемся через неизбежные падения к Свету, Христу, и, в конечном счете, придем к Нему, иначе зачем тогда эти падения?

Было бы неправильным представлять духовный путь человечества как прямую линию, ведущую к Богу:

Наличие больших падений человечества в целом не дает нам права так представлять его восхождение. Скорее всего дело обстоит таким образом:

Английский историк Арнольд Тойнби в книге «Постижение истории» вслед за Николаем Данилевским делит мир на 5 цивилизаций:

1. Христианская западная.

2. Русская православная.

3. Исламская.

4. Иудейская.

5. Буддийская.

Не оспаривая эту классификацию и не противореча ей, введем в соответствии со Священным писанием введем другую классификацию, состоящую из двух цивилизаций:

1. Каинову (техническо-технологическую, ведущую вниз по лестнице в ад).

2. Сифову (духовно-молитвенную, ведущую вверх в Царствие Небесное).

Заметим, однако, что вторая из-за малого представительства сифитов в полной мере не состоялась, за исключениями отдельных эпизодов из истории I, II и III Рима. Но до антихристова прихода еще должна состояться, хотя тоже угаснет в конце концов, как Каинова техническая, угасание которой мы наблюдаем в настоящее время. Человечество еще молодо, как утверждают святитель Николай Японский и доброй памяти архимандрит Иоанн Крестьянкин[4]. И много направлений, которых мы не можем даже себе представить, человечеству предстоит еще опробовать, прежде чем оно подойдет к концу, который является началом другого периода: прихода и ухода антихриста и жизни человека в бессмертном теле.

Возвращаясь к измельчению душ, заметим, что Бог будет вынужден сократить число личностей, что произойдет, как и ранее всегда происходило, не без крови. Богу предстоит совершить это еще не раз, подобно прополке сорняка на грядках, что делается регулярно. «Не испытывай о множестве погибающих, ибо они презрели Всевышнего и праведных попрали» 3 Ездра (8,6) И также: «Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось и сохранится ягода Моя и насаждение Мое, которое Я вырастил с большим трудом» 3 Ездра (9,22) При этом сократится только плоть, а души станут богаче[5]. (Душа без духа может ли жить?). Это и есть смерть бессмертной души, когда от неё отходит Бог, и сие не от людей, а от Него. Что значит смерть души? Отнятие Святаго Духа или утеря общения с ним!

Господь, конечно, это все предвидит, хотя говорить «предвидит» о безвременном Боге было бы неправильно. Правильнее сказать, что Он видит всё уже свершившимся, а мы это должно заменить верой. Ибо мы подвластны действию времени, тайную природу которого нам еще предстоит понять, а пока что Бог нам эту тайну не открыл. А в «будущем веке» если откроет, то будущего уже реально не будет, как и прошлого, только настоящее, т.е. без всякого времени, как и быть должно, если мы хотим обожиться (а если захотим, «нырнем» и в прошлое). Станем детьми Божиими, созданными (в отличие от рожденного Богом Христа), и в новой плоти воскресшими.

Когда Господь вынужден был изгнать Адама из Земного рая, Ему было больно (надеюсь, не будет грехом предположить в Нем это человеческое чувство) и Он знал, что отдаст сына Своего на распятие, чтобы облечь Человека навсегда бессмертною плотию и сделать его сыном человеческим по благодати.

Итак, вместе с созданным Им человечеством, Бог проходит боль его созидания (попытаемся понять это на нашем младенческом временном уровне). Большие хлопоты создал человек своему Творцу, познав то, что ему не нужно и упрямо не желая познавать необходимое, духовное. Зачем — то понадобились ему атомы, молекулы, клетки, кварки и тому подобное вместо главного: познать и полюбить Своего Отца Небесного, которому все тайны мироздания как Создателю известны. И Он нам их откроет Сам, ибо кроме нас нет наследников. Одним словом: блудные сыновья должны вернуться, и возвращение неизбежно, как неизбежны воскресение и Суд Божий. Пути восхождения нет конца, а если бы был ему конец, было бы слишком грустно дойти до него.

Своими грехами мы продолжаем распинать Христа. Но, к счастью, не всегда это будет продолжаться. В духовном мире, к нашему утешению, это уже кончилось[6]. Но мы своими грехами вновь и вновь ведем Христа на Голгофу и так будет для нас продолжаться долго (пока существует время). Потому и нужны нам больше всего слезы покаяния.

Почему для нас необходимо существование времени? Увы, мы не способны выдержать той благодати, которая присутствует при отсутствии времени. Время не есть то, каким мы его себе представляем по нашей земной немощи. Это лекарство, и оно существует, чтобы приучить человечество к большим «дозам благодати» Святого Духа. Чтобы «обожиться» нужны именно большие ее дозы и их приходится «растягивать» во времени, которого для Создателя нет. А если убрать течение времени, то едва ли спасется какая либо плоть. Известно из Священного Писания, что Господь по милости Своей к нам, изменяет темп времени, чтобы легче нам было переносить наши скорби. Увеличивая время (t) Он уменьшает темп (1/T) или делает наоборот, чтобы продлить радость. Конечно, речь идет о внутреннем времени человека.

Спрашивается, для чего все эти рассуждения? Не лишнее ли это умствование? Многие задумывались над словами Евангелия: «У Господа один день, что тысяча лет и тысяча лет, что один день». Как понять, что судьбы человеческие уже свершились в каком то времени, (в нашем временном мире), а мы еще копошимся, устраивая наше будущее? Ведь оно уже готово и, может быть, не стоит беспокоиться? Но даже если мы станем полными фаталистами и захотим нарушить свою судьбу, мы опять сделаем так, как предвидел Господь и выполним ту роль, какую Он предвидел. Господь знает нас лучше, чем мы себя знаем.

Бог не предопределяет, Он предвидит, и это вещи разные. Но, в отличие от нас и даже святых пророков, Он предвидит точно, зная нас до мелочей, ибо Он в нас. То, что Он хочет сказать нам, Он передает через пророков, и они безошибочно знают, что так и будет, ибо Он Бог Правды и Господин времени. Он растянет или сузит время и обстоятельства, чем сведет к нулю наше сопротивление Его воле.

Если мы хотим быть счастливы, то нам ничего не остается, как соединить свою волю с волей Создателя и Отца. Блудные сыновья привязаны к Отцу узами гораздо более крепкими, чем они себе представляют. Господь в нас и мы все члены Его тела. Если ты нога, то никак тебе не стать рукой, как бы ты этого не хотел. Оставайся нога — ногой и люби свою руку и голову, ибо они зависят друг от друга и боль их общая. В этом тайна гоголевского «Носа». Принять волю Божию означает не уклоняться от того, что Господь дает нам, зная нас (ибо Он в нас). Одному Он дает богатство, чтобы тот понял, что оно счастья не приносит, а другому бедность, чтобы душа его не погибла. Одному смерть, чтобы душа не пошла вспять. А другому жизнь, если видит, что он ею воспользуется для своего духовного роста. «Кто отсечет свою волю через страх Божий, тому, неведомо для него, Бог дарует свою волю и он познает ее и дает силу выполнять. Это благодать Святаго Духа»[7].

Неисповедимы пути Господни.

Аминь.



1. Если и с ним (со Святым Духом), то Он понятно не может мучиться, т.к. Он нетварный, а мучится может только тварь. Наверх

2. Понятно, что Дух Святой неподсуден по определению. Наверх

3. В отличии от католического «подражать». Наверх

4. Проповеди, размышления, поздравления. Архимандрит Иоанн. Москва 2006. Наверх

5. Автор полагает что так, но не настаивает. Наверх

6. Надеемся. Наверх

7. «Отечник». Наверх



Архив важнейших событий

Книга Пророка Исайи

1. Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

2. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад.

3. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

4. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

Читать далее...