Полки для икон Купить икону

155281,
Ивановская область,
Лухский район,
с. Тимирязево

Тел. 8 (49344) 22-137, 22-187, 22-148.

E-mail:
agafon@tihon-luh.ru

Банковские
реквизиты

ПОКАЯННЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД

(12-17 июля 2011 года)

Так рождаются традиции. Именно это произошло с покаянным крестным ходом в память о мученическом конце последнего российского императора Николая II и всей царской семьи. 12 июля 1998 года, за несколько лет до официальной канонизации царственных мучеников, по инициативе и под руководством настоятеля Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря игумена Агафона состоялся первый покаянный крестный ход. Он прошел из Тимирязева в Кострому, в Ипатьевский монастырь, колыбель царского дома Романовых. А 12 июля нынешнего, 2011 года в 14 раз из ворот Тихоновой обители вышел крестный ход, который возглавлял уже новый настоятель монастыря иеромонах Афанасий (отец Агафон в марте принял схиму).

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ:
ТИМИРЯЗЕВО — ВИЧУГА

Крестному ходу, как обычно, предшествовала церковная служба, ведь он по традиции начинается в день Великого праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Отслужив божественную литургию, причастившись святых тайн и отстояв коленопреклоненно молебен, паломники с хоругвями и иконами выходят из монастырских ворот и направляются на дорогу, ведущую в город Вичугу — районный центр Ивановской области. Как и в прежние годы, несомые на специальных носилках над колонной паломников «плывут» три иконы: Богородицы «Державная», царя-страстотерпца Николая II и преподобного Тихона Луховского «Неизрубаемая».

Учитывая опыт двух предыдущих лет, когда в июле стояла невыносимая жара (особенно «огненного» лета 2010 года), организаторы крестного хода постарались выйти из Тимирязева как можно раньше — с самого утра на небе не было видно ни одного облачка. Первый отрезок пути, до деревни Окулово, участники крестного хода «пролетели», как говорится, на одном дыхании. Сделав небольшой привал и подкрепившись малосольными огурчиками с хлебом и зеленым лучком, паломники двинулись дальше. К следующему промежуточному финишу — селу Зарубино — люди подошли изрядно мучимые жаждой; солнце к тому времени припекало нещадно. И здесь кстати оказался колодец с ледяной и очень вкусной водицей. Напившись и наполнив водой бутылки и фляжки, передохнув в тени берез небольшой рощи, расположенной на окраине села, паломники продолжили свой путь. Расположенный за околицей дорожный указатель показывал: до Вичуги осталось 9 километров.

Крестный ход ждали. Это стало понятно еще на последнем привале — в деревне Федяеве, где местные жители становились друг за другом на колени, выстраивая своеобразную цепочку. Колонна паломников разделялась надвое и над коленопреклоненными людьми последовательно проносили все три иконы: «Державную», Николая II и «Неизрубаемую». Уже на окраине Вичуги образовалась первая цепочка коленопреклоненных людей. И далее на каждой улице, по которой проходил крестный ход, его встречали новые и новые группы людей на коленях. Среди них были не только «старушки», но и молодые женщины, многие из них с детьми и, что особенно отрадно, мужчины самого различного возраста. Да и просто стоявшие по обочинам дороги люди, пропуская крестный ход, смотрели на паломников с благоговением и восторгом, многие крестились. Всего же только на улицах Вичуги крестный ход встретили не менее 500 человек. Не удивительно, что и проблем с ночлегом у участников крестного хода не было: всех их, а это около 300 человек, приютили по своим домам и квартирам православные вичужане.
















ДЕНЬ ВТОРОЙ:
ВИЧУГА — ГОРКИ ЧИРИКОВЫ

Второй этап крестного хода начался с молебна о болящих с последующим освящением воды. Молебен этот проходил на улице, хотя в городе Вичуге, естественно, есть православные храмы. Неестественно другое — нежелание их настоятелей предоставить паломникам свои храмы для проведения церковной службы.

Но и на спортивной площадке городского парка служба прошла торжественно и незримый но очень явственно осязаемый дух благодати Божьей царил над молящимися. И, окропленные святой водой, паломники двинулись по улицам города. Здесь их уже ждали. Тротуары были запружены людьми. Чувствовалось, что встреча крестного хода для них является большим, запоминающимся событием. Опять множество людей становилось на колени под иконы. Среди них были и предприниматели из расположенных на центральной городской улице магазинов и даже сотрудники городской администрации. Любопытный эпизод случился в этот момент. Сидевшие в салоне одного из встречных авто молодые люди окликнули идущих в колонне: «Куда идете?». "На небо!«,- услышали они в ответ. Надо было видеть их лица в этот момент.

Второй этап самый протяженный из всех пяти — 35 километров. И идти его традиционно тяжело: сказывается усталость первого дня. Ноги с непривычки к такой длительной пешей ходьбе гудят, многие уже успели набить мозоли. Предстоит втянуться в этот походный ритм. Главное упование — на помощь Божию. Поэтому над колонной постоянно звучит молитва. За много лет сами собой отобрались два песнопения: троекратное «Господи, помилуй» и «Матерь Державная наша, покрый нас от всякаго зла честным твоим омофором». Они сменяют друг друга после каждого привала: на одном перегоне поют «Господи, помилуй», на следующем: «Матерь Державную».

В предчувствии жаркого дня выход из Вичуги ускорили на час. Первый привал — сразу после прохождения по городским улицам, как только вышли на шоссе, ведущее на Приволжск. Расположились прямо в чистом поле, хотя до ближайшего леска оставалось менее километра. Солнце начинало припекать и особого облегчения отдых не принес. Переходы стали делать короче — не более 5 километров. Немного не дойдя до деревни Жеребчиха, в березовой рощице у дороги остановились на обед. На счастье, небо понемногу затягивалось тучами и идти стало полегче. Третий привал сделали в деревне Мартыниха. Немного отдохнув, по просьбе местных жителей у колодца совершили водосвятный молебен. На него собралась почти вся деревня. Особенно много было детей и молодежи, отдыхающих у бабушек-дедушек на летних каникулах. У всех наготове ведра, банки, бидончики и другие емкости, которые они наполнят освященной водой из колодца сразу после молебна.

Крестный ход продолжил путь. Погода менялась буквально на глазах. Ветер гнал тучи все быстрее и они все ниже опускались к земле. Эти порывы ветра хорошо видны на фотографиях. Сделали очередной привал. Начинало накрапывать. Как назло, подготовленные на случай дождя полиэтиленовые накидки-дождевики оказались «погребены» в автобусе под огромной кучей из рюкзаков и сумок с вещами паломников. Их откапывали под усиливающемся дождем. Очередной этап прошагали ускоренным темпом, под струями то утихавшего, то с новой силой припускавшего дождя.

Сделав небольшой привал у руин заброшенного храма в честь казанской иконы Божьей матери (а от села и вовсе не осталось ни одного дома), отжав вымокшую одежду и надев сухие носки — в мокрой обуви мозоли набиваются в два счета — совершили последний марш-бросок до села Горки-Чириковы,  — желанного места отдыха и ночлега.




















ДЕНЬ ТРЕТИЙ:
ГОРКИ ЧИРИКОВЫ — ВОЛГОРЕЧЕНСК

Третий день крестного хода начался, как и обычно, с богослужения. Желающих причаститься и исповедаться, как всегда, было много. Плотный завтрак и колонна паломников бодрым шагом выходит на маршрут. Нынче он по протяженности немногим уступает вчерашнему, но пройдет по более оживленным местам.

Совершив небольшой привал у деревни Иголково, паломники входят в село Андреевское. Здесь расположен храм, построенный в честь святого Андрея Критского. Увы, храм этот находится в удручающем состоянии: главки проржавели, кровля местами провалилась, над сводами прорастают деревья. Нельзя сказать, чтобы село было безлюдным, но дорогу к Богу жители его, похоже, забыли. Вот и при чтении акафиста в память царя-страстотерпца Николая II присутствия местных жителей не было замечено. Есть хорошая народная пословица — не стоит село без праведника. Этого самого праведника селу Андреевскому еще предстоит обрести. Иначе исчезнет оно в скором будущем с лица земли. Как исчезли до него многие тысячи теперь уже безымянных сел, жители которых, в погоне за сиюминутными выгодами утратили главное — православную веру.

Следующим на крестном маршруте стоял город Приволжск. Встретил он паломников, в отличие от той же Вичуги, довольно прохладно. И если на городской окраине крестный ход ожидала коленопреклоненная группа богомольцев, то ближе к центру такие люди встречались реже. Молчали и колокола на звоннице Никольского женского монастыря, когда мимо него проходила колонна паломников. Почему? Вопрос этот так и остался без ответа.

Сразу за Приволжском традиционный привал в березовой рощице, на берегу речки Шачи. День опять стоял жаркий и паломническая молодежь не решила в ней искупаться. Затем построились на обочине оживленной трассы Иваново — Кострома. Был вечер пятницы, и движение по ней было особенно активным. И вот что приятно порадовало на этом этапе пути: никто из водителей не норовил «прошмыгнуть» мимо колонны. Конечно, свою роль сыграло и сопровождение машин ГИБДД. Но и автомобилисты терпеливо ожидали на обочине, когда пройдет мимо крестный ход. А многие выходили из автомобилей, осеняли себя крестным знамением, приветствовали идущих паломников.

Сделав небольшой привал на границе Ивановской и Костромской областей, крестный ход пошел дальше и вскоре свернул на пешеходную тропу, ведущую на окраину города Волгореченска, туда, где начинаются улицы, застроенные коттеджами. Вскоре колонна вышла на широкий проспект, уже очищенный от автомобилей гостеприимными сотрудниками Волгореченского ГИБДД. Вдалеке, на другом конце проспекта, показалась колонна верующих с хоругвями и иконами — это двигался навстречу крестный ход прихожан храма преподобного Тихона Луховского города Волгореченска. Вот она, радостная встреча братьев и сестер по вере Христовой! Священники обильно кропят дорогих гостей святой водой. Оба крестных хода сливаются и единой колонной направляются к храму преподобного Тихона. Им навстречу плывет над городскими улицами праздничный перезвон церковных колоколов. Подойдя к храму и пропев «Величальную» преподобному Тихону, паломники расходятся по квартирам гостеприимных прихожан этого храма. После ночевки в походных условиях в Горках Чириковых, полноценный отдых в городских квартирах со всеми удобствами как нельзя кстати.


























ДЕНЬ ЧЕТВЕРТЫЙ: ВОЛГОРЕЧЕНСК — СУХОНОГОВО

И этот день начался со службы в храме преподобного Тихона Луховского в Волгореченске. Участвовали в ней как священнослужители из местного храма, так и те, кто возглавляет крестный ход. Совместное богослужение, как уже повелось, проходит по-особому торжественно и празднично.

Именно в этом храме ощущается особое молитвенное единение верующих, именно здесь они доподлинно ощущают себя одной большой семьей — братьями и сестрами во Христе!Это особое состояние одухотворенности участников крестного хода отметил и священник отец Евгений, который на протяжении всего крестного хода служил основным исповедником.

" Люди во время крестного хода обретают как бы дополнительное внутреннее зрение, отчетливее видят свои прегрешения. Многие приходили на исповедь ежедневно, и каждый раз раскрывали новые, доселе не ведомые им самим глубины своей души. Поразительно и другое. Нередко паломники ставили передо мною такие вопросы, на которые, мне казалось, что я не знал ответа. Но чудо: каждый раз этот ответ находился как бы сам собою!"

Заметно пополнившаяся паломниками из Волгореченска, колонна вышла в дальнейший путь. Первый его отрезок проходил вдоль территории гиганта энергетики — Костромской ГРЭС и закончился на берегу Волги. Погода снова стояла жаркая и многие во время привала освежились в водах великой русской реки.

Следующий этап закончился в селе Густомесове, также раскинувшемся на волжском берегу. Здесь, в храме Успения Богородицы, построенном в русском «васнецовском» стиле в конце 19 — начале 20 веков, отслужили водосвятный молебен. Храм этот знаменит замечательной реликвией — каменным крестом, чудесным образом приплывшим по Волге в это село и указавшим место для будущего храма.

Далее крестный ход двигался короткими, но энергичными переходами с небольшими привалами. Так незаметно и подошли к конечно цели дня нынешнего — селу Сухоногову, на окраине которого, во вновь построенном в 90-е годы храме праведного Александра Невского и отслужили благодарственный молебен по завершении пути.










ДЕНЬ ПЯТЫЙ: СУХОНОГОВО — КОСТРОМА — ИПАТЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Этот день, как и все предыдущие, начался с богослужения. На этой службе к паломникам присоединился схиигумен Агафон, который из-за болезни не смог участвовать в крестном ходе с первых его дней. Служба была продолжительной, число желающих исповедаться перед главным событием всего крестного хода — ночным богослужением в память царственных мучеников в Ипатьевском монастыре — как никогда велико.

По традиции, в этот день паломники не делают больших переходов. Люди сосредотачиваются, набираются сил перед ночным богослужением. На этот раз участники крестного хода были доставлены в Кострому, в Богоявленский Анастасиин женский монастырь, на автобусах.

Именно отсюда, в 9 часов вечера, крестный ход отправился по улицам Костромы в Ипатьевский монастырь — конечную цель всего пятидневного маршрута. Колонна идет в сопровождении десантников — и это тоже стало уже традицией. Более того, именно воины-десантники несли на этом отрезке пути главную святыню крестного хода — икону Богородицы «Державная», как символ возрождения православный державы Российской, подкрепив ее развернутым стягом с изображением Спаса Нерукотворного — главной воинской хоругви русского православного воинства!

И еще одной и, пожалуй, самой важной особенностью нынешнего покаянного крестного хода стало то, что большинство паломников нынче составляли молодые парни и девушки: те, кому не исполнилось еще и двадцати лет! А в голове колонны всегда шли кадеты из приюта Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря и их сверстники из православной дружины имени Федора Ушакова из Нижнего Новгорода.

Автор заметок выражает искреннюю признательность руководителю дружины Павлу Козловцеву за фотографии, которые он делал на всем протяжении крестного хода и без которых был бы немыслим этот рассказ.



Архив важнейших событий