Полки для икон Купить икону

155281,
Ивановская область,
Лухский район,
с. Тимирязево

Тел. 8 (49344) 22-137, 22-187, 22-148.

E-mail:
agafon@tihon-luh.ru

Банковские
реквизиты

...ВЕЩИ НЕСОВМЕСТНЫЕ!

Богословские труды настоятеля Свято-Николо-Тихонова мужского монастыря схиигумена Агафона находят живой отклик не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

Последний пример тому — переписка через интернет с доктором философских наук, зав. кафедрой философии и религиоведения Государственного университета информатики и искусственного интеллекта. Поскольку переписка носит личный характер, отец Агафон решил не раскрывать имени своего оппонента, скрыв его за инициалами А.Б.

Здравствуйте, отец Агафон!
Из очередного номера журнала «Православные монастыри» я узнал о том, что Вы являетесь продолжателем традиции «умной молитвы». Одна из моих аспиранток пишет кандидатскую диссертацию (философскую по специальности 09.00.09 — религиоведение), посвященную религиозной мистике, в частности феномену исихазма. Возможно ли сотрудничество (на уровне более-менее теоретических вопросов, литературы и т.д.) с Вами в деле изучения современного состояния православной традиции?

Здравствуйте, А.Б.!
Об «умной молитве» написано множество книг, однако практически ей мало уделяют внимания в монастырях. Апостасия... Кандидатская диссертация вряд ли сумеет что-либо добавить. Однако я готов к разговору.
Схиигумен Агафон.

Здравствуйте, отец Агафон!
Кандидатские диссертации, в том вы, конечно, правы, добавляют в первую очередь научную степень ее автору. Однако я остаюсь оптимистом и в отношении научных перспектив: понимание (в том числе) феномена «умной молитвы» светским разумом, надеюсь, приближает наше общество к состоянию более гармоничного сосуществования различных мировосприятий.
В частности, я столкнулся с достаточно устойчивым мнением, согласно которому повторение краткой молитвенной формы представляет собой одну из техник достижения экстатического состояния, которое необходимо для получения мистических откровений (наряду с техниками других религиозных традиций, в том числе и употреблением психотропных веществ). Мистический опыт, в таком случае, составляет «центр» любой религии и объявляется сутью религии как таковой. Очень хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу, а также внутреннее для православной традиции понимание места «умной молитвы» в религиозном опыте.

Здравствуйте, А.Б.!
К сожалению, у вас не проставлены приоритеты в религиозных традициях, которые никак не могут «гармонично сосуществовать», как вы считаете. Вы не различаете техник низкого порядка (колдовство, экстрасенсорика, шаманизм) от техник высшего порядка, примером которых является христианская аскетика, ведущая не к мелким успехам для достижения низменных целей, а к спасению безсмертной души человека. Это изъян, который вряд ли может быть восполнен научным образованием и учеными степенями.

Феномен «умной молитвы» не понять светским разумом, да и человеческим разумом вообще. Хотя разум помогает несколько приблизиться к пониманию «умной молитвы», представляя собой некую маленькую ступень. Это сфера, которая вам, как человеку науки, недоступна! Как, к примеру, нельзя с кувалдой влезть в микромир, видимый только в микроскоп. Тем более духовный мир, который вам недоступен по определению, до тех пор, пока вы не откажетесь от научной методики (или научной гордыни), а это для вас совершенно неприемлемо, ибо это ваш хлеб.

А такая необходимость существует. В этом — будущее человечества. Крах «японского чуда» ясно показал неизбежность краха «каиновой цивилизации» и дал сигнал к возникновению «сифовой» духовной цивилизации (смотрите мою статью «Мы и время» на сайте tihon-luh.ru).

Вы можете оказаться за бортом нового «Ноева ковчега», если не пересмотрите своего научного мировоззрения. Причем не в фигуральном, а в прямом смысле этих слов, о чем я предупреждаю вас заранее, как предупреждал пророк Ной своих современников. Увы, безуспешно. Прежде всего это должно выразиться в отказе от лукавой и туманной терминологии и переходе к простоте.

Итак, резюмируем. Грядет смена цивилизаций. Каинова цивилизация гибнет. Нарождается новая духовная цивилизация — Сифова. Кто поймет это обстоятельство, будет удостоен жить в новом мире. Но, по-видимому, таких будет немного. Техногенной цивилизации — конец!

Здравствуйте, отец Агафон!
Хочу сразу уточнить, что под разными мировосприятиями я подразумевал, в первую очередь, религиозное и научное. Что же до этого последнего, то («научная методика — мой хлеб», согласен) вовсе не склонен его абсолютизировать. Ученый должен не «учить людей жизни», а выполнять свои функции в культуре. Даже если «техногенной цивилизации конец», это не значит, что мы должны остановить все технологические процессы и заставить людей умирать без воды и продовольствия в городах, лишенных водопровода, канализации, транспорта и проч.
Свою цель я вижу как раз в честном выполнении своих обязанностей (наверняка у Вас есть свои), в том числе и предупреждая ситуации, в которых ослепленные псевдонаучными идеями люди поднимаются на борьбу с религией (что и в нашей, и в вашей истории бывало). Именно поэтому я озвучил мнение (с которым как раз не согласен) о чисто «техническом» назначении «умной молитвы». Однако (я прочитал Ваши статьи «Практика умной молитвы» и «Мы и время») Ваше указание на различие «низких» и «высоких» практик, даже проиллюстрированное соображениями об «отключении коры головного мозга», все же метафорично.
Путь христианского спасения лежит не только через «умную молитву». В чем отличие этого пути от обычного молитвенного? Что принципиально отличает «умную молитву» от иных? Если речь идет о задержке дыхания, его способах, «пустом кишечнике», то «умная молитва» — это техника? Техника чего?
Надеюсь, что спрашиваю достаточно прямо и моя терминология не покажется Вам снова «лукавой и туманной».
С уважением, А.Б.

Здравствуйте, А.Б.!

Вывод о том, что техногенной цивилизации наступает конец, вовсе не означает, что мы должны заставить людей умереть без воды и продовольствия. Он означает только то, что мы должны (с Божьей помощью) искать духовные пути к их получению, ибо старые пути не одобряются Богом, что мы ясно теперь видим. Но не только техногенный путь отвергается Богом, но и та безнравственность, что воцарилась ныне. Так погибли Содом и Гоморра, так уничтожены были древние люди потопом, которого (по Божьему обещанию) больше не будет, а будет то, что уже началось в Японии, если люди не покаются, на что мало надежды, хотя Церковь всегда призывала к покаянию.

Но духовный путь большинством человечества не принимается ( даже под угрозой смерти), потому это большинство и обречено. Как не слышали современники Ноя его 120-летней проповеди покаяния, так не слышат ныне наши современники голоса Церкви о том же. Конечно, голос Церкви тоже надо уметь слышать, и на этот раз слышащих будет больше. Главное, что с этих слышащих начнется новое духовное человечество, а остальные обречены (даже физически) и, как ни прискорбно, необходимость этого мы должны признать. «Этот век Всевышний сотворил для многих, а будущий для немногих. Многие сотворены, но немногие спасутся». (Ездра III). Не правда ли, похоже на мысли человеконенавистников о золотом миллиарде, но ведь дьявол — обезьяна Бога! «... не испытывай о множестве погибающих, ибо они презрели Всевышнего и праведных попрали, их ожидает жажда и мучение». (Ездра III 8,60) И далее: «Пусть погибнет множество, которое напрасно родилось и сохранится ягода Моя и насаждение Мое, которое Я вырастил с большим трудом» (Ездра III 9, 22). Кстати, вы опять не поняли, чем отличаются колдуны, экстрасенсы и прочие шаманы от христианских аскетов. Эти первые расползаются по горизонтали и, хотя это тоже духовный мир, но низкой духовности, а христианские аскеты идут по вертикали, к самому главному — их Создателю и не из корыстных целей, а из любви к Отцу. Оттого они с Божьей помощью могут забыть все низменное, мирское (отключив кору головного мозга) для всего возвышенного. Это же было доступно и некоторым поэтам и песнопевцам, но лишь отчасти.

Вы пишете: «Путь христианского спасения лежит не только через «умную молитву» — и ошибаетесь. Нет — только через «умную молитву»! Другое дело, что ею обладают некоторые от природы одаренные подвижники, ибо их молитва идет прямо от сердца без тренировок и упорного труда. Это редчайший дар, который тоже приходится развивать. Но от словесной молитвы никогда спасения не будет, также как и от умственной (не путайте с «умной»). Правда, добрые дела, сделанные ради Бога, тоже способствуют спасению.

Итак, вот в чем главное отличие «умной молитвы» от молитвы обычной — она идет через сердце и от сердца. Сердце — главный инструмент христианина. Остальное — оккультизм, который по существу своему — воровство у Бога. Судите сами, чего они могут достичь, сосредоточиваясь на своих «чакрах», вместо духовного центра — сердца.

С уважением, схиигумен Агафон.

Здравствуйте, отец Агафон!
С большим интересом познакомился с Вашим письмом, которое требовало осмысления. Решусь на еще один вопрос относительно умной молитвы: первые христиане, апостолы и апостольские мужи не были знакомы с этим религиозным феноменом, однако шли к Богу. В разные времена в Церкви умная молитва практиковалась христианскими святыми в разной степени: иногда — в большей, иногда — в меньшей. Тем не менее, святые были всегда. Так как же быть с Вашим категорическим утверждением о необходимости умной молитвы? Или я не до конца понял суть и любая «молитва от сердца» есть умная молитва? И еще. У нас в Университете проходит конференция, посвященная религиозной проблематике. Я, конечно, понимаю, что круг обязанностей схиигумена не включает в себя участие в подобных мероприятиях. Однако, читая Ваши статьи на сайте монастыря, думаю о том, что может быть, Вы согласились бы опубликовать в нашем сборнике что-то из собственных размышлений (часть статьи или нечто другое). Сроки терпят.
С уважением, А.Б.

Здравствуйте, А.Б.!

Мир Вам!

Иисусова молитва самая древняя из всех молитв. Это сокращенная литургия и вмещает в себя всю литургию. Она разворачивается в литургию и через литургический текст и мелос возвращаясь обратно. Она есть молитвенная пульсация, которая держит мир, очищает его и развивает. Стоит ей прекратиться и рухнет весь видимый мир. Действительно, любая молитва слышима Богом, если она исходит от сердца и если она «от сердца» — она умная. А словесная, губная — это грех, поминание имени Господня везде, нарушение заповеди. Возможно, я решусь опубликовать у вас что-либо из своих размышлений, если они Вас заинтересуют.

С уважением, схиигумен Агафон.



Архив важнейших событий

Третья книга Ездры

Глава 16

18 Начнутся болезни, — и многие восстенают; начнется голод, — и многие будут гибнуть; начнутся войны, — и начальствующими овладеет страх; начнутся бедствия, — и все вострепещут.

19 Что мне делать тогда, когда придут бедствия?

20 Вот, голод и язва, и скорбь и теснота посланы как бичи для исправления:

21 но при всем этом люди не обратятся от беззаконий своих и о бичах не всегда будут помнить.

22 Вот, на земле будет дешевизна во всем, и подумают, что настал мир; но тогда-то и постигнут землю бедствия — меч, голод и великое смятение.

23 От голода погибнут очень многие жители земли, а прочие, которые перенесут голод, падут от меча.

24 И трупы, как навоз, будут выбрасываемы, и некому будет оплакивать их, ибо земля опустеет, и города ее будут разрушены.

25 Не останется никого, кто возделывал бы землю и сеял на ней.

26 Дерева дадут плоды, и кто будет собирать их?

27 Виноград созреет, и кто будет топтать его? Ибо повсюду будет великое запустение.

28 Трудно будет человеку увидеть человека, или услышать голос его,

29 ибо из жителей города останется не более десяти, и из поселян — человека два, которые скроются в густых рощах и расселинах скал.

Читать далее...